Методическая копилка
Консультации для педагогов
Консультация на тему «Салфеточная аппликация»
воспитатель Кочеткова Л.И.
Цель: познакомить с видом искусства – салфеточная аппликация, ее ролью в развитии ребенка.
С первых лет жизни детей, элементарные виды деятельности составляют основу формирования личностных способностей, свойств и отношений к окружающему. Известно, что уровень ее развития находятся в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.
- "Рука- вышедший наружу мозг" - писал И.Кант. А СУХОМЛИНСКИЙ считал, что истоки способностей и дарований детей находится на кончиках пальцев, поэтому в работе детского сада большое внимание уделяется развитию мелкой моторике руки у детей дошкольного возраста. Положительный результат будет лишь тогда, если дети выполняют задания с интересом и желанием. Одним из эффективных приемов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, на мой взгляд, является - салфеточная аппликация. Также через салфеточную аппликацию можно развивать такие качества - как память, восприятие, мышление, внимание. Доказано, что младший дошкольный возраст - это самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка, когда кора больших полушарий окончательно не сформирована. Именно салфеточная аппликация может помочь развивать у детей мелкую моторику рук и координацию движений пальцев. Также дети видят результат своего труда, повышается самооценка
Белые или разноцветные, с рисунком или без – салфеток в наших домах, как правило, много. Но в погоне за новыми материалами мы часто не обращаем на салфетки внимания, а ведь они обладают и гибкостью, и легкостью, и способны держать объем. В общем, отличная идея – аппликация из салфеток.
Аппликация из скрученных салфеток – занятие увлекательное и доступное для детей разного возраста.
Для выполнения работы вам понадобится шаблон - трафарет картинки. Можно распечатать на принтерной бумаге любую понравившуюся детскую раскраску.
Также вам потребуются бумажные салфетки различных цветов, цветной картон для основного фона, клей ПВА и ножницы. А ещё – хорошее настроение и готовность к работе!
Готовим салфетки: разрезаем каждую сначала на равные полосы, а затем делим полоски на равные квадратики.
Из квадратиков пальчиками скручиваем упругие шарики.
А теперь наклеиваем бумажные шарики на шаблон с помощью клея ПВА.
Прежде чем приступать к следующему этапу, советуем аппликацию хорошо просушить. Вырезаем рисунок по контуру.
Наклеиваем рисунок на основной фон – цветной картон.
Окончательная отделка панно зависит от фантазии автора. Можно применять любые материалы: стружки, опилки, засушенные цветы, листья, крупы и т.п.
Аппликация из скрученных салфеток – занятие не только интересное, но и полезное: разрезание салфеток на равные квадратики развивает глазомер, а скручивание их в комочки - мелкую моторику.
С помощью этой техники можно создавать красивые картины и панно.
Открытые просмотры
Проект «Экологическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» (краткосрочный)
воспитатель первой квалификационной категории Андреева Л.А.
Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года.
Актуальность проекта: Воспитание у детей ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.
Проблема экологического воспитания сегодня волнует всех: ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в том мире, об особенностях взаимоотношения в этом мире.
Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате, при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для нравственного воспитания. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств.
В результате грамотного педагогического воздействия у детей формируется любовь к живой и неживой природе, уважительное отношение к растениям и животным как части природы, навыки рационального природоиспользования; возникает необходимость в обеспечении разностороннего ознакомления детей с явлениями живой и неживой природы на уровне доступных ему форм взаимодействия с ней.
Проект реализуется в рамках программы по экологии в детском саду по теме «Осень».
Проект включает в себя познавательно-исследовательскую деятельность.
В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать коллектив воспитанников в изучении данного вопроса, убедить в его значимости, дать возможность детям дошкольного возраста самостоятельно исследовать интересующую проблему и делать выводы.
Исследования и приобретенные практические знания, умения и навыки помогут ответить на проблемные вопросы и вопросы учебной темы, научат доступно, наглядно представлять сложный познавательный материал и связывать его с практической деятельностью.
Цель исследования: Формирование у дошкольников уважительного отношения к явлениям живой и неживой природы.
Задачи:
- повысить уровень экологической культуры детей дошкольного возраста;
- формировать практические навыки и умения разнообразной деятельности в природе;
- обобщить и систематизировать знания детей о жизни животных, растений осенью;
- дать представление о неживой природе;
- научить детей умению отражать на рисунках признаки осени;
- расширять и систематизировать знания детей о труде людей в осенний период;
- доказать, что природа – это наше богатство, основной источник благосостояния.
Объект исследования: процесс формирования уважительного отношения к живой и неживой природе.
Предмет исследования: животный и растительный мир в осенний период. Неживая природа. Труд людей осенью.
Участники проекта: воспитатели, родители, дети.
Ожидаемые результаты: в результате реализованного проекта дети приобретут:
- знания о жизнедеятельности растений и животных, представления о различных природных объектах (воздух, вода, почва), представление о неразрывной связи человека с природой, желание беречь природу;
- умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, выявлять причины происходящих изменений;
- умение анализировать результаты наблюдений и опытов и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;
- умение передавать в рисунке цветовые сочетания характерные для осени;
- умение самостоятельно составлять композиции из природного материала;
- умение играть в дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры по экологической тематике;
- умение сотрудничать и работать в группе, умение решать проблемы;
- навыки экологически правильного поведения в природе;
- навыки ведения календарной природы, трудовые навыки;
- выставка детских работ «Золотая осень», совместная работа детей и родителей «Осенняя фантазия»;
- творческие рассказы детей на осеннюю тематику;
- детский праздник «Капустница».
Этапы и сроки.
Методическая работа:
1 этап. Организационно-подготовительный (август).
Анализ и подбор методической литературы.
Доведение до сведения родителей и педагогов важность проблемы. Консультации.
Составление календарно-тематического планирования развивающих занятий и мероприятий.
2 этап. Основной (сентябрь - октябрь).
Игровая деятельность. Дидактические игры: «Живая - неживая», «Где чей дом?», «Собери и назови», «Найди признаки осени», «С какого дерева лист?», «Летят птицы», «Съедобное - несъедобное», «Вершки и корешки», «Что будет, если исчезнут…», «Что за гриб?». Игра - магазин «Семена». Подвижные игры: «Облака», «У медведя во бору», «Превращаемся в дерево».
Познавательная деятельность. Беседа об осенних изменениях в жизни растений, беседа о жизни домашних и диких животных осенью. Отгадывание загадок. Подбор пословиц и поговорок. Знакомство с народными приметами. Заучивание правил поведения в природе.
Исследовательская деятельность. Опыты: «Воздух», «Летающие семена». Наблюдение за погодой, за облаками. Наблюдение и ручной труд «Клён». Наблюдение «Куда пропали насекомые?». Экскурсия в осенний парк. Моделирование: «Условия необходимые для жизни растений», «Из каких частей состоит растение». Работа со схемой: «Кто, чем питается?», «Этажи леса».
Художественная деятельность. Чтение: «Четыре художника» Г. Скребицкого, В. Бианки «Пора спать», «Ночная тревога», И. Соколов-Микитов «Осень в лесу», «Белки», «Улетают журавли», Снегирёв «Как птицы и звери готовятся к зиме». Рассматривание репродукций И.И. Левитана «Золотая осень», «Вечерний звон», И.С. Остроухова «Золотая осень». Чтение и заучивание стихотворений на осеннюю тематику.
Изобразительная деятельность. Рисование осенних листьев. Рисование иллюстраций к сказке «Медвежонок и осень». Аппликация «Дары осени», «Птицы и облака». Конструирование «На лесной полянке».
3 этап. Заключительный (ноябрь).
Открытый просмотр занятия.
Выставка рисунков и поделок.
Обобщение опыта.
Детский праздник «Капустница».
Выводы:
1. Анализ образовательного пространства позволил выявить проблемные вопросы, наметить пути их корректировки.
2. Приобретенные практические знания, умения и навыки помогли ответить на проблемные вопросы, наглядно представили сложный познавательный материал и связали его с практической деятельностью.
3. В ходе выполнения проекта у дошкольников на данном этапе сформировалось представление о явлениях живой и неживой природы, о взаимосвязи животных и растений в природе.
4. Проведение разных форм работы по формированию основ экологической культуры, наблюдений, экскурсий, развивающих занятий привело к формированию уважительного отношения детей к живой природе.